Ташла - Святой уголок России моей.

Верные сыны православия.

 

К сожалению, архивные документы донесли до нас сведения о благочинных Ставропольского уезда и о священнослужителях Троицкого храма только с 1848 по 1910 год:

 

Благочинные:

 

Протоиерей: Иоанн Помряскинский

 

Арсений Жданов

 

Яков Головцев

 

 

Священники: Иван Андреев

 

Андрей Разумов

 

Михаил Андреевич Тарханов

 

Висарион Леонтьевич Волковский

 

Макарий Илларионович Лебяжьев

 

Андрей Петров

 

Николай Гурьев

 

Николай Виноградов

 

Андрей Благосклонов

 

Андрей Васильевич Богородицкий

 

Федор Иванович Афанасьев

 

Константин Алексеевич Рождественский

 

Дмитрий Никитович Митекин

 

Александр Петрович Некрасов

 

М. Д. Гневушев

 

 

Диаконы: Петр Николаев

 

Степан Николаевич Юрьев

 

Михаил Иванович Цветков

 

Филипп Ильин

 

Андрей Васильевич Сергиевский

 

М. Г. Маврин

 

 

Дьячки: Дмитрий Иванович Весновский

 

Петр Николаев

 

Василий Петрович Сергиевский

 

 

Пономарь: Николай Иванович Цветков

 

 

С годами ташлинские священники стали окормлять и соседние села: Узюково, Матюшкино, Еремкино.

 

Менялись и уезды. Так, в 1919 году Троицкая церковь села Ташла относится к Мусорской волости, Мелекесского уезда, затем к Ново-Буянскому. Меняется и новая власть над храмом после 1917 года.

 

Вначале: Исполнительный комитет Мусорского волостного Совета рабочих и крестьян, и красноармейских депутатов. Затем: исполком Ставропольского районного Совета народных депутатов Куйбышевской области.

 

К сожалению, архивные документы после 1910 года обрываются, и те крупицы, которые дошли до нас из протоколов различных заседаний и постановлений комиссий райисполкомов и горисполкомов, из воспоминаний старожилов, которых осталось очень мало, помогли восстановить историю Троицкого храма за последние десятилетия.

 

1917 год принес для России трагические испытания и скорби. Всего несколько дней отделяло Российскую державу от Октябрьской революции. В это время в селе Ташла Божия Мать явила свой чудотворный образ «Избавительница от бед» и святой источник для укрепления грядущих лет, когда гражданская война и красный террор обрушились на православный народ, не оставив ни одного уголка в своей жестокой расправе и надругательстве над святынями Святой Руси.

 

И в канун этих испытаний Пресвятая Богородица становится покровительницей этого края, защитницей Троицкого храма, к которому уже многие ташлинцы стали забывать дорогу. Советская власть строила свою новую безбожную жизнь...

 

Но храм продолжал жить и принимать своих оставшихся верных прихожан, которых с каждым днем становилось все меньше и меньше. На смену постаревшему любимому батюшке Дмитрию Митекину в 1916 году назначается молодой 25-летний священник Александр Петрович Некрасов, который прослужит здесь до 1929 года, деля с верующими все невзгоды и гонения новой власти, затем Симеон Васильев.

 

С 1930 по 1932 год для служб временно приглашаются священники из села Васильевка по ходатайству председателя церковного совета Евдокии Романовны Андриной, которой приходилось хлопотать перед председателем сельского совета, оформляя на каждый приезд батюшки все различные прошения.

 

По всей молодой республике были поруганы святыни, закрыты и порушены церкви. Люди боялись уже называть себя православными, забывая слова молитв.

 

А в это время Матерь Божия «Избавительница от бед» привечает всех страждущих. В Ташлу со всех ближайших сел люди тайно приходят и приезжают на лошадях, получая здесь утешение и исцеление, унося с собой целительную воду.

 

Ташлинская власть напугана. В 1930 году решением Ставропольского РИКА были сорваны пять колоколов с ташлинской церкви и переданы на плавку. И карающий меч атеизма навис над Троицким храмом. В сентябре 1932 года резолюция постановления комиссии по борьбе с религией была неумолима:

 

храм закрыть, так как религия — опиум для народа. Церковные ценности были изъяты, церковная библиотека разворована.

 

В 1934 году источник был засыпан. Обезглавленный, разграбленный и оскверненный храм в скорбном молчании стоял посреди села. Но Матерь Божия побеждает все лукавые ухищрения гонителей Церкви Христовой. Благодаря ей Троицкий храм чудом уцелел, в то время как в Ставропольском районе сохранились лишь единицы церквей.

 

Храм в Ташле начинают использовать как зернохранилище.

 

И лишь после войны в 1945 году Евдокия Романовна Андрина начинает хлопотать об открытии храма, ходит пешком в Самару. 9 апреля 1945 года ей приходит письменный ответ за №24/6:

 

Гр. Андриной Евдокии Романовне, проживающей в с. Ташла Ново-Буянского района

 

От Уполномоченного совета по делам русской православной церкви при СНК СССР по Куйбышевской области Гасилина.

 

Возвращение ходатайства об открытии церкви. В связи с неправильным оформлением: написать не карандашом, а чернилами и Ф. И. О., возраст, место жительства, род, занятия граждан, подписавших заявление, писать полностью.

 

И уже написанное чернилами, с соблюдением всех требований новое заявление неутомимой Евдокией Романовной относится в Самару в Горисполком, где ложится в общую кучу ходатайств верующих об открытии молитвенных зданий религиозных культов.

 

3 июля 1947 года Троицкий храм зарегистрирован, а 15 июля 1947 года был подписан договор о передаче в использование прихода православной церкви церковного здания и культового имущества.

 

Этот день был духовным праздником православных людей Ташлы: и стар и мал участвовали в его открытии: кто подвозил воду, кто мыл окна и стены, кто очищал полы от засохшей грязи. Выветривался затхлый запах сырости, и теплый летний ветерок своим дуновением наполнял храм свежестью, а единый дух веры зажигал вновь сердца ташлинцев и звал их к Божьему спасению.

 

Вместе с новым батюшкой Виктором Ефимовым, которого вскоре все полюбили за его горячую веру в Бога и любовь к людям, был выбран церковный совет и ревизионная комиссия. Теперь нужно было благоустраивать полуразрушенный храм. К 1958 году общими усилиями церковь отремонтировали и покрасили, на источнике восстановили сруб колодца, устроили макет часовни и стали совершать здесь церковную службу в день явления иконы.

 

Однако местная власть не желала возрождения Православия в селе и предложила батюшке Виктору остановить паломничество и закрыть «Святые места», на что он дал решительное свое несогласие.

 

Вскоре он был вынужден уехать в Богородично-Казанский храм г. Тольятти, где прослужил до конца своих дней и похоронен на Баныкинском кладбище. После него здесь недолго прослужил священник Костин, так как на Отдание Пасхи 1959 года в Ташлинский храм был назначен священник Иоанн Державин, а через год настоятелем храма становится Николай Мерква, затем Симеон Салагаев. И уже дальнейшие церковные записи нам расскажут о других священниках Троицкого храма:

 

27 июня 1966 г. — Мирюк Петр Николаевич, назначенный Митрополитом Куйбышевским и Сызранским Мануилом;

 

14 июля 1967 г. — Панферов Григорий Никитович, назначенный Епископом Самарским Иоанном;

 

3 июля 1968 г. — Воронин Сергей Максимович, назначенный Епископом Самарским Иоанном;

 

18 августа 1969 г. — Морозов Михаил Константинович, назначенный Епископом Самарским Иоанном;

 

25 декабря 1969 г. — Винокуров Николай Иванович, назначенный Епископом Самарским Иоанном.

 

Назначаются псаломщиками:

 

Егоров Петр Пантелеймонович

 

Старостина Альбина Михайловна

 

Былинин Николай Никитович.

 

Работали здесь сторожами:

 

Ефим Куликов

 

Прокофий Васильевич Тутуков (в войну убит на фронте)

 

Григорий Кириллович Ибряйкин.

 

Старосты:

 

Степан Иванович Головин

 

Екатерина Сергеевна Чиндяева

 

Николай Иванович Ананьев Анна

 

Петровна Захарова.

 

 

А сегодня вместе с отцом Николаем в Троицком храме служат:

 

протоиерей Евгений Голобородько

 

иерей Дионисий Астапенко

 

дьякон Александр Кудрявцев

 

алтарники Петр Романов, Алексей Кульпин.

 

При церкви имеется небольшая библиотека, работает воскресная школа.

 

Молодежное движение возглавляет протоиерей Евгений Голобородько.